Академик АН УССР Н. С. Поляков,

кандидаты техн. наук Е. М. Высочин, В. К. Смирнов,

 инж. И. А. Шпакунов, И. И. Кащеев

(ИГТМ  АН УССР)

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ

: сборник статей «Вопросы рудничного транспорта»,

вып. , М. «Недра», 19, 160 – 168

Для определения действительного влияния вдавливания роликов в ленту на сопротивление движению в лаборатории горного транспорта ИГТМ АН УССР были проведены специальные эксперименты [3], заключавшиеся в определении сопротивления движению металлических тел вращения на резине. Эксперименты показали, что в среднем (отношение энергии, потерянной на сжатие, ко всей затрачен­ной) равно 0,08 и не зависит от нагрузки.

Коэффициент сопротивления  качению  ленты по роликам верхней опоры подсчитывается по следующей  формуле:

             

где   вертикальная нагрузка на средний ролик;

       нагрузка, перпендикулярная поверхности бокового ролика;

          и    соответственно,   коэффициент   Пуассона и  модуль   упругости резиновой обкладки ленты.

Приближенно коэффициент сопротивления от подпрыгивания транс­портируемого материала можно вычислить по формуле:

                                     

где  – скорость ленты;

          – радиус огибания материалом ролика

Существенным фактором, влияющим на коэффициент сопротив­ления движению, является деформация ленты между роликоопорами. Для определения потенциальной энергии деформации груза и ленты на роликах принимались некоторые допущения [4]: жесткость ленты на изгиб мала, желобчатая лента представляет собой жесткую недеформирующуюся по ребрам перегиба конструкцию и др. Опреде­ление энергии деформаций сторон желобчатой ленты производится методами теории упругости. Энергия, затрачиваемая на изменение формы материала, безвозвратно затрачивается на перемешивание, нагрев материала и ленты, на их истирание и т. п. Все это явля­ется источником сопротивления движению ленты, которое может быть подсчитано по следующей формуле:

                                       

где   давление от нагрузки;

         горизонтальное усилие на боковой ролик;

        – первоначальное натяжение ленты;

         – тяговое усилие.

На рис. 1 представлены  кривые    для параметров отвального  конвейера  КГТО-3000 (=2,5 т). В таблице приведены числовые   данные о составляющих сопротивления движению ленты,   подсчитанных по приведенным  формулам,   применительно к конвейеру КГТО-3000. Из таблицы видно, что вращение роликов составляет 18% общего сопротивления; на вдавливание приходится 14% и на шевеление материала 50%.

Ввиду зависимости коэффициента сопротивления от натяжения, расчет общего сопротивления груженой ветви конвейера необходимо производить в зависимости от основных параметров установки  по формуле:

                        

Таким   образом,   увеличение   длины    и    производительности установки приводит к относительному уменьшению сопротивле­ния движению ленты.  При   уве­личении скорости примерно в три раза коэффициент сопротивления увеличится  всего на 20%.

Полученные  данные  позволяют сказать:  одно из   достоинств ленточного   конвейера гибкость тягового органа  является и его   недостатком.    В    результате деформации ленты и груза  име­ется     значительная      составляющая     сопротивления     движению ленты.       

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 – Кривые расчетных зависимостей коэффициента сопротивления движению ленты при шевелении груза  от тягового усилия  и шага между роликоопорами.

 

Литература:

1.Смирнов В. К., Шпакунов И. А. Сопротивление движению от
вдавливания   роликов  в  ленту.  «Горные машины  и  автоматика»,   ЦНИИТЭИ
угольной   промышленности,    1965,   вып.   7.

2.Смирнов В. К., Ш п а к у н о в И. А. Сопротивление движению ленты
от шевеления материала при проходе роликов. В кн.: «Горнорудные машины
и автоматика», вып. II. М., «Недра», 1966.